Программа "Счастливая семья – счастливая Земля!" (Сигаево)

27.04.2017
Программа "Счастливая семья – счастливая Земля!" (Сигаево)
Паспорт инновационной программы по формированию этно- и экокультуры у старших дошкольников в условиях природного пространства парка «Счастье» и социальных институтов с. Сигаево
«Счастливая семья – счастливая Земля!»
Разработчик паспорта программы: Береснева Л.Н.,
к.п.н., доцент кафедры педагогики ФГБОУ ВО «ВятГУ»
Актуальность программы определяется потребностью общества в нравственно развитых людях, необходимостью с дошкольного возраста эколого-ориентированного образования и гражданско-патриотического воспитания недекларативного характера, о чем свидетельствуют и принятые на уровне ГД РФ рекомендации от 21.05.2015 г. и обращение участников первого Всероссийского экологического детского фестиваля « Экодетство» к ребятам Российской Федерации от 05.06.2015 г., а также Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», Концепция федеральной целевой программы «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России». Формирование у старших дошкольников этно- и экокультуры можно рассматривать в нескольких аспектах:
- во-первых, мотивационный аспект, то есть степень значимости семьи, природы для ребенка;
- во-вторых, когнитивный аспект – это знания ребенка о семье, родственных связях, предназначении мальчика и девочки, влияния питания, одежды, праздников, места жительства на жизнь народа, знания ребёнка о природе и взаимосвязях всего живого на планете;
- в-третьих, эмоциональный аспект – это переживания, связанные с событиями в семье и общением с природой;
- в-четвертых, личностный аспект – представления о своем месте в семье, среди народа и природы.
Ключевая идея программы: воспитание здоровых и счастливых детей, любящих семью, природу, Родину.
Основные методологические подходы: личностно-ориентированный, системно-деятельностный, средовой, компетентностный, целостный, природосообразный.
Цель программы: создание условий для воспитания здоровых и счастливых детей, любящих семью, природу, Родину.
Задачи программы:
- формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о счастливой семье, основанной на энергии любви, условиях ее существования, предназначении мальчиков и девочек, родословной, жизни предков на Руси, влиянии колыбельных песен на жизнь человека, влиянии продуктов питания, одежды как признаков этноса на настроение и скорость мысли членов семьи;
- ознакомление с понятиями здоровья, сада, природы, значения посадки и ухода за растениями с добрыми чувствами и мыслями для Родины и планеты в целом;
- развитие любви к семье, народу, природе, Родине;
- воспитание чувства ответственности за мир на Земле.
Особенности построения программы:
- программа построена концентрически;
- реализуется с детьми старшего дошкольного возраста;
- рассчитана на 12 занятий, от 12 до 144 часов в год, включая проектную деятельность;
- занятия проводятся как на природе: в садах, рощах, так и в группе в зависимости от погодных условий;
- темы занятий сформулированы в форме вопросов, над которыми дети думают, поэтому в зависимости от уровня развития детей количество часов на изучение одной темы может варьироваться от 1 до 12;
- в процессе обучения применяются игровые технологии, технология мастерских, развития образного мышления, проектной деятельности на основе природосообразного подхода;
- результатом каждой темы является либо индивидуальный, либо коллективный проект, направленный на повышение скорости мышления, уровня развития творческого воображения, уровня здоровья, увеличения радости, любви, доброты в детях по отношению к семье, природе, Родине.
Содержание (тематический план) программы:
№п/п |
Содержание занятия |
Количество часов |
1 |
Моя семья на ладошке или почему у человека две руки, две ноги, одна голова, шея, туловище, по пять пальцев на каждой руке и ноге? Проекты: «Семейный альбом», «Моя родословная» |
от 1 до 3
до 12 часов |
2 |
Где живёт энергия Любви? Проект: «Пространство Любви» |
от 1 до 3
до 12 часов |
3 |
Кто Я или какое предназначение у мальчиков и какое предназначение у девочек? Проект: «Будущее нашей семьи» |
от 1 до 3 до 12 часов |
4 |
Что такое песня и как влияет колыбельная песня на жизнь человека? Проект: «Наши колыбельные песни» |
от 1 до 3
до 12 часов |
5 |
Что такое быль Руси и история? Почему на Руси были счастливые семьи? Проект: «Культ-Ура и семьи наших дедов, прадедов» |
от 1 до 3 до 12 часов |
6 |
Что такое счастливая семья?
Проект: «Счастье и гордость нашей семьи» |
от 1 до 3 до 12 часов |
7 |
Как влияют продукты питания на настроение и скорость мысли членов семьи? Проект: «Питание нашей семьи» |
от 1 до 3
до 12 часов |
8 |
Как влияет одежда на мысли и самочувствие членов семьи? Проект: «Одежда нашего Рода» |
от 1 до 3 до 12 часов |
9 |
Что такое сад и зачем он нужен семье? Проект: «Наш сад Любви» |
от 1 до 3 до 12 часов |
10 |
Как называется сад, посаженный и выращенный детьми?
Проект: «Наш парк «Счастье» |
от 1 до 3 до 12 часов |
11 |
Почему хочется говорить спасибо воде, земле, солнышку, звёздам, семенам овощей, цветов, трав, деревьев? Проект: «Наша семья и природа» |
от 1 до 3 до 12 часов |
12 |
Как сделать Землю радостной и счастливой? Проект: «Наши добрые дела» |
от 1 до 3 до 12 часов |
Показатели выполнения программы (ожидаемые результаты):
1) наличие у старших дошкольников представлений о счастливой семье, основанной на энергии любви, условиях ее существования, предназначении мальчиков и девочек, родословной, жизни предков на Руси, влиянии колыбельных песен на жизнь человека, влиянии продуктов питания, одежды как признаков этноса на настроение и скорость мысли членов семьи;
2) наличие у старших дошкольников представлений о природе как живом организме, который умеет слышать и чувствовать, о значении посадки и ухода за растениями с добрыми чувствами и мыслями для Родины и планеты в целом;
3) положительная динамика роста любви к семье, народу, природе, Родине;
4) проявление в словах и делах чувства ответственности за мир на Земле;
5) косвенные показатели для оценки эффективности выполнения программы: уровень здоровья детей, уровень скорости образного мышления, уровень развития творческого воображения до и после эксперимента.
Результативность программы (целевые индикаторы):
- количество детей, выполнивших от 1 до 2 показателей программы, в %,;
- количество детей, выполнивших от 3 до 4 показателей программы, в %;
- наличие положительной динамики по показателям в сравнении данных на начало и конец учебного года.
Диагностический инструментарий.
Для диагностики уровня сформированности этнокультуры у старших дошкольников (1, 3, 4 показатели программы) на констатирующем этапе эксперимента устанавливаются доверительные отношения с воспитанниками и проводятся 1) опрос с детьми; 2) рисуночный тест «Моя семья», 3) тест «Выбор».
1. Опрос проходит индивидуально с каждым ребенком, в спокойной обстановке.
Вопросы для опроса:
1. Народ – это кто?
2. Что такое культура?
3. Что такое семья?
4. Счастливая семья, какая она?
5. Родня – это кто?
6. Какие традиции есть в твоей семье?
7. Какие ты знаешь и какие тебе нравятся народные сказки, песни, игры, хороводы?
8. Что такое Родина?
9. Что такое Род?
10. Скажи, в чём, по-твоему, состоит предназначение мальчика?
11. Как ты думаешь, в чём предназначение девочки?
Каждый ответ ребенка анализируется. Для анализа ответов продуманы следующие критерии оценок:
0 баллов ставится, когда ребенок отказывается отвечать на заданный вопрос, говорит «не знаю».
1 балл ставится, когда ребенок отвечает на вопрос, но не полно, раскрывает ответ с помощью дополнительных вопросов взрослого.
2 балла ставится, когда ребенок полностью ответил на вопрос без помощи взрослого.
После анализа ответов детей, определяется исходный уровень каждого ребенка по следующей шкале:
Низкий уровень – 0 – 6 баллов.
Средний уровень – 7 – 14 баллов.
Высокий уровень – 15 – 22 балла.
2. Рисуночный тест «Моя семья»
Цель: выявление у старших дошкольников представлений о семье, ее составе. Детям даётся задание: «Нарисуй свою семью» без объяснения значения слова «семья». Дети рисуют в спокойной обстановке цветными карандашами, количество цветов в распоряжении одного ребёнка – не менее
Тест достаточно распространён среди педагогов и психологов, поэтому подробную инструкцию по оценке результатов здесь не приводим.
3. Для выявления интереса у старших дошкольников к теме семьи (мотивационный компонент), проводится тест «Выбор».
Из трех предложенных вариантов ребенку предлагается выбрать один наиболее приемлемый для него.
1. Что бы тебе хотелось нарисовать? Почему?
· свою семью;
· игрушку;
· природу.
После ответа ребёнка ему задаётся вопрос «Почему?»
2. О чем бы тебе хотелось послушать рассказ?
· о растениях;
· о мультфильмах;
· о семье.
После ответа ребёнка ему задаётся вопрос «Почему?»
3. Во что бы тебе хотелось поиграть?
· в шашки;
· в дом, семью;
· в подвижную игру на природе.
После ответа ребёнка ему задаётся вопрос «Почему?»
Для обработки результатов можно использовать следующие уровни:
Низкий уровень – ребенок тему «семья» не выбирает.
Средний уровень – ребенок делает выбор темы «семья», но не обосновывает свой выбор (выбор 1 раз).
Высокий уровень – ребенок делает осознанный выбор темы «семья» и обосновывает свой выбор (выбор 2 – 3 раза).
Также следует записать тех детей, которые выбрали природу.
Для диагностики 2, 3, 4 показателей выполнения программы (когнитивного и эмоционального аспектов сформированности экологической культуры старших дошкольников) проводится опрос в доверительной форме и тест «Выбор», который представлен ранее по тексту.
Вопросы для детей:
1. Что такое природа?
2. Зачем люди сажают деревья и цветы?
3. Ты посадил деревья? (да/нет) при ответе «да» задаётся следующий вопрос:
Назови, какие деревья ты посадил?
4. Ты посадил цветы? Назови, какие цветы ты посадил?
5. Наш дом – планета Земля. Она живая, она любит и слышит тебя.Ты ходишь по ней каждый день. А какие добрые дела ты делаешь для нашей Земли?
Каждый ответ ребенка анализируется. Для анализа ответов продуманы следующие критерии оценок:
0 баллов ставится, когда ребенок отказывается отвечать на заданный вопрос, говорит «не знаю».
1 балл ставится, когда ребенок отвечает на вопрос, но не полно, раскрывает ответ с помощью дополнительных вопросов взрослого.
2 балла ставится, когда ребенок полностью ответил на вопрос без помощи взрослого.
После анализа ответов детей, определяется исходный уровень каждого ребенка по следующей шкале:
Низкий уровень – 0–2 балла.
Средний уровень – 3–6 баллов.
Высокий уровень – 7–10 баллов.